Руководитель «Водного Союза» Владимир Овсянников: Год был трудный, но ситуация выправляется
2020 год – оказался большим испытанием для гарантирующего поставщика питьевой воды в Кургане – АО «Водный Союз». Копившиеся годами проблемы, связанные с хроническим недофинансированием отрасли, критический износ сетей и тяжелая кадровая ситуация на предприятии достигли своего апогея. В конце года ситуация начала исправляться, и связано это прежде всего с принятым на областном уровне решением о повышении тарифов на водоснабжение и водоотведение. О том, как изменится жизнь предприятия и что ждать жителям Кургана, уставшим от бесконечных ремонтов на сетях, мы поговорили с генеральным директором АО «Водный Союз» Владимиром Овсянниковым.
- Владимир Леонидович, с 1 ноября в Кургане принят экономически обоснованный тариф, это то, о чем вы говорили и писали многие годы, без чего невозможно проводить плановые ремонты на сетях. Как это скажется на населении?
- Последний раз тарифы на услуги «Водного Союза» повышались в июле 2019 года на 2 процента. Но после 1 января 2020 года произошло снижение тарифа на водоснабжение на 6,2%, тариф на водоотведение не изменился. Посудите сами, выживать в таких условиях очень сложно, ведь жизнь не стоит на месте, и периодически происходит удорожание всего, чем мы пользуемся – материалов, ГСМ, химреагентов. Все это приводит к нашим дополнительным затратам, а прибыль снижается. Даже если мы просто возьмём и сориентируемся на официальный индекс ежегодной инфляции, будет понятно, сколько денег компания недополучала в течение этих лет. Наши специалисты подсчитали, что ежегодно недофинансирование отрасли составляло порядка 300 миллионов рублей. И очень хорошо, что эта проблема начала решаться. Принятия справедливого тарифа мы ждали 7 лет.
Хочу уточнить, что для потребителей рост тарифа не превысит предельный индекс коммунальных платежей, установленный на федеральном уровне.
- Владимир Леонидович, Вы просчитали, сколько до конца года средств дополнительно получите с повышением тарифа, и что на них можно сделать?
- До конца года мы дополнительно получим около 30 миллионов рублей. Во-первых, мы будем наращивать объемы перекладки сетей. С января по октябрь этого года нам удалось заменить всего 5,7 километров трубопроводов. В оставшиеся до конца года время мы увеличим этот объем. Во-вторых, мы планируем повысить заработную плату производственному персоналу, тем, кто непосредственно устраняет аварии, чистит колодцы, работает на очистных сооружениях. К сожалению, не всем. Этого мы даже при нашей прибавке не можем себе позволить. Но самые острые позиции, там, где у нас максимальное количество открытых вакансий, закроем.
Сейчас средняя зарплата по «Водному Союзу» - 24 тысячи рублей. При этом по области - это 34 тысячи рублей, по городу Кургану – 37 тысяч.
- Много вакансий?
- Да. Если считать от нормативной численности, то нам не хватает порядка 150 человек. Это более 10-ти процентов от утвержденной штатной численности предприятия.
- Нашему читателю надо объяснить, как складывается ваша экономика. На что вы живёте?
- АО «Водный Союз» - регулируемая организация, мы живём полностью за счёт тарифов. Подрядные работы, которые мы время от времени выполняем, не приносят ощутимой прибыли. По программе технического присоединения строящихся объектов, все полученные нами деньги уходят на модернизацию сетей, увеличение их пропускной способности. Поэтому основная выручка предприятия – это то, что мы получаем от наших потребителей.
- Владимир Леонидович, изменился ли как-то объем водопотребления в условиях пандемии?
- Нет, особой разницы мы не увидели. Большинство наших абонентов добросовестно оплачивают услуги. Их ничего не останавливает, ни пандемия, ни какие-то экономические трудности. Платят добросовестно. И большое им спасибо. Но есть определенные категории граждан, которые свои долги наращивают. Получается, что добросовестные плательщики своей оплатой позволяют поддерживать систему в хоть каком-то состоянии, чтобы, в том числе, и у неплательщиков была вода.
- Теперь в историю. Почему водно-канализационное хозяйство города оказалось в таком состоянии – почти 100%-й износ труб и сетей?
- Оно в таком состоянии оказалось ровно потому, что подход к сдерживанию тарифов складывался десятилетиями. Конечно, какое-то время имелся запас прочности, и казалось, что вкладываться не надо. На самом деле это не так. Проводить планово-предупредительные ремонты было необходимо. В результате система старела и дошла до ситуации с просто критическим износом.
А для того, чтобы аварийная ситуация не повторялась, необходима полная перекладка трубопровода. И это касается не только печально известного куйбышевского коллектора, аварии на котором происходят несколько раз в год. Такая же ситуация на коллекторе по ул. Дзержинского, на ул. Пролетарской, на ул. К.Мяготина. Когда происходят провалы, и мы вскрываем коллектор видно, что идёт полное разрушение трубы. Даже непонятно вообще, как там вода текла.
- За сколько вы эту работу можете сделать и сколько средств надо?
- Ну вообще лучше смотреть по каждому конкретному объекту. Мы делали глобальный расчёт по замене сетей в городе. Это 22 миллиарда рублей. Но также, как система долгие годы старела и разрушалась, восстановить её за один год просто невозможно. Обычно у нас цифра по замене – это 10 километров в год. Но даже если мы будем менять по 50 километров - это всё равно выходит 20 лет.
- Озвучьте свои ближайшие планы?
- В планах только работа, реализация производственных программ, улучшение деятельности всех подразделений предприятия. Особой задачей вижу выстраивание конструктивного диалога с руководством города и области, выработку общей стратегии дальнейшего развития отрасли.
Опубликовано в "Российской газете" 17.12.2020