В Кургане испытывают на прочность коммунальщиков и коммунальные сети
В конце года сразу несколько событий, произошедших в Кургане, поставили в очередной раз вопрос об ответственности властей за состояние коммунальной инфраструктуры в регионе, о социальной ответственности и связи экономики с политическими амбициями. Наиболее «жесткие» вызовы пришлись на деятельность АО «Водный Союз», оказывающий услуги по водоснабжению и водоотведению в Кургане, Варгашах и Куртамыше: уменьшение тарифа на 2020 год, Арбитражные суды предприятия с подрядчиками, выполнивших работы по городской субсидии, которую Администрация города не оплатила. Об этих вызовах, о ситуации на коммунальных сетях Кургана и перспективах на наступающий год корреспондент ИА «Уральский меридиан» беседует с Генеральным директором АО «Водный Союз» Владимиром Овсянниковым.
- Владимир Леонидович, 20 декабря в Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области было принято решение о снижении тарифов для потребителей. На территориях Вашего присутствия за 1 кубометр воды жители будут платить: в Кургане 24,58 рубля (ранее 26,19 рублей), в Куртамыше за водоснабжение - 53,25 рубля (вместо 53,97 рублей), за водоотведение — 46,81 рубля (вместо 68,72 рублей). В Варгашах водоснабжение, как и прежде, будет 64,74 рубля. На водоотведение тариф вообще не установлен (ранее он был 44,45 рубля). Снижение составило от 6,2 до 31,9%. «Водный Союз» заявил, что не согласен с таким решением, более того, он подавал тарифную заявку на существенное повышение тарифа. В чем состоят несогласия и как новый тариф повлияет на деятельность курганских коммунальщиков?
- Изменение тарифа – это не самоцель. Поэтому он и называется экономически-обоснованный, что должен обеспечивать покрытие затрат на оказание качественной коммунальной услуги. Тариф – это конечный расчет, принятый регулятором после изучения затрат предприятия, их учета и определения той выручки, которую предприятие должно получить.
- То есть расчет идет не от стоимости кубометра, а от тех расходов и необходимых доходов, которые покроют эти расходы?
- Да, мы в тарифной заявке указываем текущие ремонтные работы, в том числе материалы, необходимую численность персонала и уровень их дохода, расходы на технические средства, восстановление благоустройства, необходимые плановые ремонты по инвестиционной программе, согласованной с Администрацией города. Эти расчеты, с учетом иных обязательных платежей, составляют наши расходы на период. Это соотносится с уже полученной выручкой и фактическим расходами за прошлый период. На каждую статью расходов есть свои регламентирующие и методические материалы, которые позволяют проверять обоснованность расчетов и их достоверность. При установлении тарифа на следующий год Департамент, на наш взгляд, допустил ряд просчетов, которые ему позволили снизить итоговые тарифы.
- Владимир Леонидович, а о чем идет речь? Что не учел регулятор?
- Начну с больной темы для более, чем тысячного коллектива предприятия. За 2018 год сложившийся уровень зарплаты работников АО «Водный Союз» составляет 21 572 рубля, что на 36% ниже среднего по городу Кургану (на 12 303 рубля) и на 22% (на 6 217 рублей) ниже среднего уровня по Курганской области. Это негативно отражается на комплектовании коллектива, не позволяет поддерживать численность в пределах нормативов. Наша тарифная заявка предполагала поэтапное выравнивание и приближение зарплат сотрудников к среднему по региону и городу. В данной корректировке нам отказано.
Во-вторых, из тарифа полностью исключены отчисления на амортизацию основных средств. Как известно, это не просто бухгалтерская проводка, а возможность обновления техники и оборудования за счет средств предприятия. При этом размер ежегодной амортизации определяется на основе данных бухгалтерского учета о стоимости, дате ввода в эксплуатацию, периоде использования и амортизации. Эти суммы нами обоснованы, но в расчет их никто не включил. Речь идет о миллионах.
В-третьих, при учете валовой выручки за предшествующие периоды регулятор учел в доходах сумму, полученную нами при выполнении работ по городской субсидии. Однако, в расходы их не включил. Цена вопроса 168 млн 754 тысячи рублей.
- Уменьшение тарифа на 6.2% кажется не столь значительной величиной, но отсутствие средств на зарплаты и ремонты сетей вызывают беспокойство. Как в этих условиях будет действовать АО «Водный Союз»? Как это может сказаться на состоянии коммунальных сетей города?
- Мы не думаем, что стоит говорить о процентах. Нужно понимать, что мы остались без финансирования целых направлений нашей работы. Даже в сравнении с 2019 годом по утверждённому тарифу мы не дополучим более чем 50 млн рублей. Это и техника, и благоустройство, и количество бригад на линии. Нам придется «оптимизировать» в ущерб срокам и качеству. Это факт. В 2020 году на проведение ремонтной кампании мы планировали 40 миллионов рублей, недополучив по тарифу 50 миллионов рублей мы в течение полутора лет не сможем выполнять наши обязательства по поддержанию сетей в рабочем состоянии.
Мы постоянно напоминаем о 100-процентной изношенности сетей: 76% водопроводных и более 95% канализационных сетей в Кургане. Это весь город, как минное поле, когда никто не знает, где рванет. Оставлять такое хозяйство без ремонтов и заботы – безответственно.
Мы планируем до конца года оспорить решение Департамента по регулированию цен и тарифов Курганской области, так как понимаем обоснованность и необходимость финансирования коммунальных сетей и нас, как оператора коммунальных услуг. Это вопрос не политический, мы политикой не занимаемся, а практический. Нам в Кургане жить.
- Владимир Леонидович, в местных СМИ появилась информация, что 400 млн рублей, выделенных Тюменской областью как субсидия для проведения работ на водоочистных сооружениях поступила в Курганскую область. Расскажите, какие работы и объекты в Кургане планируется ремонтировать? Какие работы уже начаты? Как это отразится на экологии региона?
- О выделении целевой субсидии нашему региону Тюменской областью я знаю не больше, чем пишут СМИ. К определению объектов, планов работ и смет нас не привлекали. На объектах, которые мы эксплуатируем, никакие работы не проводятся.
- На своей пресс-конференции Глава города Кургана Андрей Потапов рассказал, что к части подготовительных работ по участию города в нацпроекте «Чистая вода» власти будут привлекать АО «Курганводоканал». Вам что-то об этом известно?
- Мне сложно комментировать то, к чему мы не привлечены. АО «Курганводоканал» предприятие со стопроцентным участием городских властей. С 2013 года оно выступает арендодателем коммунальных сетей, которые мы взяли в аренду и оказываем коммунальные услуги жителям и предприятиям. Насколько мне известно, необходимых специалистов в этом акционерном обществе нет, для любой производственной деятельности им нужно привлекать сотрудников и специалистов. Все последние годы производственной деятельностью АО «Курганводоканал» не занималось.
- Кстати, а есть ли предпосылки, что АО «Курганводоканал» само решит оказывать коммунальные услуги и откажется от того договора аренды, который им заключен с АО «Водный Союз»?
- Я не хотел бы сейчас обсуждать тонкости нашего договора, но при таком развитии ситуации нужно учитывать, что услуги не станут дешевле, так как они определяются расходами и требуемой выручкой для их покрытия. Для оказания услуг требуется штат сотрудников и технические средства, которых у АО «Курганводоканала» нет. Любой переход к новой обслуживающей структуре будет вызывать неудобства и технологические проблемы для потребителей. Думаю, что такой сценарий в Кургане сейчас невозможен.
- Владимир Леонидович, а как складывается ситуация с подрядчиками по работам, которые были проведены в 2019 году в рамках субсидии Администрации города Кургана на ремонтные работы?
- С подрядчиками мы рассчитаться из своих средств не можем, так как работы проводились в счет оплаты субсидии. Не для кого не секрет, что деньги нам из Администрации города все еще не поступили. Мы планируем привлечь нашего заказчика, власти Кургана, в качестве третьей стороны в судебные процессы по искам подрядчиков, чтобы перенести финансовую ответственность на неплательщика. В любом случае, ситуация создалась неприятная, особенно в отношении наших подрядчиков, которые оказались на грани банкротства и финансового краха из-за невыполненных обязательств городом. Предписание регионального УФАС я комментировать не буду, так как оно направлено Администрации города. Условия проведения конкурсного отбора и решение о выделении субсидии мы не принимали, мы в рамках соглашения организовывали и проводили работы, которые выполнены и должны быть оплачены.
- Что ждет «Водный Союз» в наступающем году?
- Если говорить об общей ситуации, с которой мы вступаем в следующее десятилетие, то вынужден констатировать, что меня в большей степени тревожит экономическая неопределенность и отсутствие стратегического понимания дальнейшего развития отрасли. Мы будем в рамках закона стремиться это изменить. В любом случае, это наша общая задача с местными и региональными властями.
Хочу заверить жителей города, что в меру своих возможностей коллектив «Водного Союза» продолжит обслуживать сети, мы будем стремиться к максимальному поддержанию их работоспособности. Надеюсь, что усилия нашего коллектива не останутся не замеченными.
ИА "Уральский меридиан" https://ural-meridian.ru/news/166371/