Наш адрес: 640018, город Курган, ул. Набережная, 12, телефон: (3522) 46-20-86, факс: (3522) 46-62-77, e-mail: contakt@water45.ru
«Решать проблему водоснабжения Кургана надо радикально»

10.11.2017

Сегодня, 10 ноября, генеральный директор АО «Водный Союз» Владимир Овсянников в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал о работе предприятия в условиях дефицита средств, отношениях с городскими властями, судьбе инвестиционной программы и вариантах решения острых проблем ЖКХ Кургана.

 

- Владимир Леонидович, в прошлом году «Водный Союз» поставил вопрос о повышении тарифа на воду перед властями Кургана и области и получил отказ. Три месяца назад вы в одном из интервью снова публично говорили о недостатке денег для поддержания коммунальных сетей в стабильном состоянии. Сборы по действующим тарифам не обеспечивают объем необходимых расходов. Что изменилось с тех пор?

- Ситуация с тарифным регулированием никак не изменилась. Существует норма превышения предельного индекса роста тарифа коммунальных платежей. Губернатор ставит задачу не допустить превышения этого показателя, областной Департамент государственного регулирования цен и тарифов руководствуется этим в своей деятельности. Но при этом есть законы, которые говорят, что тарифы должны быть экономически обоснованными

- Ваши расчеты экономически обоснованного тарифа кто-то опровергал?

- Наши расчеты по тарифам детально проверяет департамент госрегулирования цен и тарифов. Стоимость материалов, работ, химреагентов и т.д. Мы показываем все фактические затраты, которые уже произошли. При этом мы сокращаем эти затраты – изучаем рынок, находим тех поставщиков, которые могут конкурировать, меняем технологии для использования более выгодных материалов. Департамент это видит и принимает наши расчеты. И говорит – «да, экономически обоснованный тариф должен быть в том размере, какой вы просите». Именно на этих расчетах и было основано в прошлом году обращение к губернатору области. Действующего тарифа не хватает для осуществления нашей текущей деятельности. Но нам не утверждают даже то, с чем соглашается департамент.

- А что с инвестпрограммой, о которой также немало разговоров?

- У некоторых руководителей даже высокого уровня есть мнение, что инвестиции – это какая-то благотворительность. Но инвестиции, даже по словарю, это вложения для получения прибыли. Об этом говорит закон об инвестиционной деятельности. Инвестпрограмма рассматривается также, как наша тарифная заявка – с обоснованиями, расчетными материалами, учетом прогнозов, ставок по кредитам и пр. Инвестор, который хочет вложить деньги в эту программу, видит условия, которые обеспечат ему возврат его инвестиций. И нужны инвесторы на долговременной основе, которые рассчитывают на стабильность, основанную на законе. Фактически гарантом этому инвестору становится государство. Инвестпрограмму утверждает департамент цен и тарифов.

- И как идет работа над ней?

- До конца года мы должны разработать инвестпрограмму на основе техзадания. Если техзадание из муниципалитета мы получили до 1 марта, то мы до 1 декабря должны программу разработать и утвердить. Если же техзадание пришло после 1 марта, то у нас нет обязанности выполнять его до 1 декабря, это уже инвестпрограмма не на 2018, а на 2019 и последующие годы. В этом году техзадание мы получили до 1 марта, но затем муниципалитет дважды вносил в него изменения, последнее – в августе.

- И вы на это согласились?

- Да, согласились, потому что нам нужно работать. А не вставать в позу, ссылаясь на формальные ограничения. Ведь это в интересах всего города, его жителей. Если в техзадании написано, что нужно сделать еще один резервный водовод, то мы не против. Но нужно указать источник финансирования. И мы указываем собственные средства. А в департаменте цен понимают, что собственные средства – это средства, заработанные нами за наши услуги. И говорят – вам же на текущую деятельность тарифа не хватает.

И департамент уже отказался согласовать нам проект программы, а главная причина отказа, на фоне мелких замечаний, сформулирована по смыслу так – «по причине недоступности тарифа».

- Недоступности по какой причине?

- Потому что тариф превышает предельный индекс роста коммунальных платежей, установленный федеральной властью. И для департамента эта инвестпрограмма не обеспечена источником финансирования. Мы все другие замечания учли, исправили и 8 ноября снова увезли программу в департамент. И ждем официального заключения. Уверен, что вывод будет тот же.

- Как же решать проблемы?

- Будем снова обращаться в городскую Думу, чтобы она, в свою очередь, обратилась к губернатору. 8 ноября на совещании у сити-менеджера Кургана Андрея Юрьевича обсуждали инвестпрограмму и пришли к выводу – у города денег нет, у «Водного Союза» – тоже. Но решать проблему надо и радикально. Откуда брать деньги? Либо брать их с населения через тариф, либо из бюджета, и это логично, так как есть мероприятия, проведение которых напрямую относится к полномочиям муниципалитетов.

Вот пример. От проведения мероприятий по улучшению качества воды «Водный Союз» прибыль не получит, и в данном случае ни о какой окупаемости речь не идет. Но в Законе о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления относится обязанность обеспечить население питьевой водой, соответствующей установленным требованиям и нормам. 

- Но известно, что в этом году вы заключили соглашение о субсидии из бюджета на текущую деятельность в 150 млн рублей.

- Об этом речь зашла еще в декабре прошлого года, и был план, что эту субсидию мы получим в апреле. Причем нужна была понятная и прозрачная схема предоставления и освоения субсидии, которую мы сможем осуществить. Чтобы, например, в положении для получения субсидии не было документов, которые мы в принципе не можем получить и представить. Документ разрабатывали долго, затем возникли вопросы при подаче заявки. И здесь никакого рабочего контакта с администрацией не получилось – отношения были предельно формализованы. В результате несогласованности формулировок заявку отклонили. 
Вторая заявка было отклонена из-за того, что не хватало подписи на одном из документов, его принесли, еще когда комиссия по рассмотрению заявок работала. Могли принять, но не стали. В итоге конкурс на субсидию мы выиграли с третьей попытки, соглашение заключили только к августу.

По моему мнению, в мэрии не было нацеленности на результат – чтобы субсидия была получена в удобные для подготовки и выполнения работ сроки.

В перечне мероприятий соглашения сейчас 32 пункта (в первоначальной заявке было 42 пункта). Потому что поставщики уже не успевают поставить оборудование, нельзя некоторые работы выполнять зимой и т.д.

- А субсидию вы получили?

- По соглашению все 150 млн рублей мы должны были получить до 18 октября. Но на сегодня получили 18,3 млн рублей, первый транш в 9 млн пришел в сентябре, второй – в октябре.

- И какие гарантии, что вы получите остальное?

- Гарантий нет. Но, как сказал мне руководитель администрации Андрей Юрьевич Потапов, будет перечисление частями – на этой неделе и на следующей – в районе 20 млн рублей.

- А можно выполнить урезанные до 32 пунктов планы при таком положении?

- По основным позициям все договоры на поставку заключены. По некоторым материалы уже поставлены, по некоторым мы уже заплатили теми деньгами, что получили. Мы их все истратили. На оплату по актам выполненных работ за октябрь у нас денег нет. Кстати, мы сделали для этого обособленный счет, чтобы ни в коем случае деньги, полученные по субсидии, ни с какими другими деньгами не перепутались, чтобы все поступления и траты были максимально прозрачными. Причем налог на добавленную стоимость мы платим с другого, собственного счета. Деньги, выделенные по соглашению, идут только на покупку материалов и оплату работы подрядчиков.

На сегодня поставщики работают в долг и готовы ждать в пределах срока по договорам. В противном случае наши отношения с ними приобретут претензионный характер, и мы будем вынуждены дополнительные затраты относить на администрацию города. Другого выхода у нас нет. 

- И что дальше?

- В 2016 году мы по объективным причинам не могли выполнить все свои обязательства, например, восстановление благоустройства. В 2018 году ситуация может повториться. Приоритетом остаются водоснабжение и водоотведение. В остальном вынуждены будем ужиматься. И главное – нам надо сохранить коллектив. Ведь даже если будут деньги, то зачем они будут нужны, если не будет специалистов, деньгами трубу не заткнешь. Не будет специалистов – нас не спасут никакие новые трубы.

 

Источник: РИА "ФедералПресс" http://fedpress.ru/interview/1892283 

Фото: РИА "Ура.ру"